Кадастровые работы (подготовка межевых
и технических планов), вынос границ в натуру

8 863 303-28-43
8 988 562-28-23
г. Ростов-на-Дону,
ул. Города Волос,
д. 6, офис 606
kcd@kadastrdon.ru

16.03.2015 в Государственную Думу внесен на рассмотрение новый Закон о геодезии, картографии и пространственных данных

« Назад

16.03.2015 07:24

 16.03.2015 в Государственную Думу внесен на рассмотрение проект Федерального закона № 744685-6 "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
 Проект закона разработан Минэкономразвития России и внесен в Государственную Думу Правительством в рамках выполнения плана мероприятий по реализации Концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2378-р.
 Проект федерального закона включает 5 глав, описывающих:

  • сферу действия федерального закона;
  • геодезическое обеспечение Российской Федерации;
  • государственные фонды пространственных данных;
  • государственное регулирование геодезической и картографической деятельности;
  • порядок вступления закона в силу, а также положения об отмене (изменении) действующих нормативных актов, регламентирующих отношения, отнесенные к сфере действия закона.

 Глава 1 "Общие положения"
 В данной главе закрепляется:

  • предмет регулирования федерального закона, к которому относятся отношения, возникающие при осуществлении деятельности в сфере геодезии и картографии, включая создание, сбор, обработку, хранение, распространение пространственных данных;
  • нормативное регулирование отношений в указанной сфере;
  • понятийный аппарат;
  • перечень субъектов геодезической и картографической деятельности;
  • порядок регламентации правил и способов выполнения геодезических и картографических работ;

 Глава 2 "Геодезическое обеспечение Российской Федерации" направлена на регулирование вопросов, связанных с государственными системами координат, государственными системами высот и гравиметрических измерений.
 При этом закрепляется, что государственные системы координат Российской Федерации используются при осуществлении геодезической и картографической деятельности в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
 Для обеспечения выполнения геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации создаются государственная геодезическая сеть, государственная нивелирная сеть и государственная гравиметрическая сеть, представляющие собой совокупность закрепленных на местности соответственно геодезических, нивелирных или гравиметрических пунктов.
 Создание и поддержание в рабочем состоянии государственных геодезической, нивелирной и гравиметрической сетей организует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии.
 Также проектом федерального закона предлагается в целях повышения эффективности использования государственных систем координат, обеспечивающих выполнение геодезических работ в составе иных видов деятельности, включая кадастровую деятельность, создание специальных геодезических сетей.
 Порядок создания и использования геодезических сетей специального назначения будет закреплен Правительством Российской Федерации.
 Законопроектом предусмотрено, что правообладатели объектов недвижимости, на которых размещены пункты государственных геодезической, нивелирной и гравиметрической сетей, в том числе обладатели сервитута и арендаторы, обязаны обеспечивать сохранность таких пунктов и уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, обо всех случаях повреждения или уничтожения указанных пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к ним при проведении геодезических и картографических работ, а также при проведении их ремонта и восстановления.
 В данном положении использован термин "правообладатель", так как в соответствии с пунктом 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, указанное в государственном реестре (прав на недвижимое имущество) в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
 При этом понятие правообладателя включает как собственников, так и арендаторов и обладателей иных вещных прав на недвижимое имущество.

 Глава 3 "Государственные фонды пространственных данных" регламентирует создание и ведение федерального, ведомственных и региональных фондов пространственных данных, фонда пространственных данных, используемых в целях обеспечения обороны, а также перечень сведений, входящих в состав указанных фондов пространственных данных.
 Для хранения, обработки и предоставления заинтересованным лицам содержащихся в федеральном фонде пространственных данных создается единая электронная картографическая основа, которая представляет собой федеральную государственную информационную систему.
 Проектом федерального закона устанавливается перечень информации, не содержащей сведений, отнесенных к государственной тайне, хранение, обработку и предоставление которой обеспечивает единая электронная картографическая основа. Предусматривается, что информация, содержащаяся в федеральном фонде пространственных данных, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен на основании федеральных законов.
 Ведение федерального фонда пространственных данных будет осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное Росреестру, - "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" (фондодержатель федерального фонда).
 Он же обеспечивает предоставление материалов и данных, содержащихся в федеральном фонде пространственных данных.
 Проектом федерального закона также предусматривается создание региональных фондов пространственных данных.
 В соответствии с Конституцией Российской Федерации геодезия и картография находятся в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому нормативное правовое регулирование этой области может осуществляться только нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, аналогично как и в находящемся также в исключительном ведении Российской Федерации гражданском законодательстве, субъектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности, могут являться Российская Федерация, а также субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица, в том числе иностранные физические и юридические лица. Так, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе выступать заказчиками геодезических и картографических работ.
 В целях хранения и предоставления заинтересованным физическим и юридическим лицам пространственных данных и материалов, полученных в результате осуществления организуемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, а также подведомственными им учреждениями геодезических и картографических работ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о создании регионального фонда пространственных данных, в который помещаются указанные результаты геодезических и картографических работ.
 При этом правом нормативно-правового регулирования в сфере осуществления геодезической и картографической деятельности субъекты Российской Федерации законопроектом не наделяются. В случае отсутствия соответствующих региональных фондов пространственных данных результаты таких работ должны передаваться указанными органами и учреждениями в федеральный фонд пространственных данных для их хранения и предоставления заинтересованным лицам. В указанном случае при передаче данных и материалов, отнесенных гражданским законодательством Российской Федерации к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, передающие такие материалы органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления либо подведомственные им учреждения обязаны заключить с фондодержателем федерального фонда лицензионный договор, предусматривающий передачу ему исключительных прав на такие данные и материалы в объеме, необходимом для их последующего предоставления физическим и юридическим лицам. В случае принятия решения о создании регионального фонда пространственных данных его ведение осуществляется государственным учреждением субъекта Российской Федерации. При этом порядок ведения региональных фондов пространственных данных устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере геодезии и картографии, так как геодезия и картография находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
 Проектом федерального закона раскрываются структура и принципы ведения ведомственных фондов пространственных данных, их состав, а также порядок предоставления содержащихся в них сведений. Ведение ведомственных фондов пространственных данных осуществляют федеральные государственные учреждения, подведомственные соответствующим федеральным органам исполнительной власти. В целях обеспечения обороны государства федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны (Минобороны России), организует создание и ведение фонда пространственных данных, используемых в целях обеспечения обороны.
 Глава 4 - "Государственное регулирование геодезической и картографической деятельности" предусматривает положения, направленные на регулирование геодезической и картографической деятельности.
 Так, геодезическая или картографическая деятельность, за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, а также выполняемых в ходе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в ходе кадастровых и маркшейдерских работ, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. В целях обеспечения осуществления эффективного федерального государственного надзора в области геодезии и картографии и во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № Пр-2263 (часть четвертая) в проект федерального закона включена статья о федеральном государственном надзоре в сфере осуществления геодезической и картографической деятельности, уточняющая предмет данного надзора.
 Проектом федерального закона предусмотрено, что с момента введения военного положения на территории Российской Федерации или ее части топографические карты, созданные за счет средств физических или юридических лиц в отношении территории Российской Федерации или части территории Российской Федерации соответственно, согласно Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении" подлежат изъятию у названных лиц.
 Проектом федерального закона вносится изменение в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с которым уточняются виды геодезических и картографических работ, которые подлежат лицензированию. Кроме того, полный перечень геодезических и картографических работ, подлежащих лицензированию, будет после принятия законопроекта установлен Правительством Российской Федерации. Также проектом федерального закона вносятся изменения в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми материалы и (или) данные, полученные в результате выполнения картографических работ, включая топографические карты, сведения единой электронной картографической основы, а также материалы и (или) данные, полученные в результате дистанционного зондирования Земли, отнесены к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности.
 В соответствии с положениями главы 70 Гражданского кодекса Российской Федерации правовая охрана предоставляется только таким картам и подобным им произведениям, которые носят творческий характер, являются результатами творческого труда автора (ст. 1228 и ст. 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации). Это означает, что данные, полученные в результате технической деятельности, например, аэрофотосъемки или съемки из космоса, сами по себе не могут рассматриваться как созданные в результате творческого труда и, соответственно, не могут быть признаны объектами авторских прав. В таком случае большинство вновь создаваемых современными методами карт не будет являться объектами авторского права и подлежать правовой охране.
 Также необходимо учитывать, что положения раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации могут применяться только к тем объектам, которые прямо названы в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации объект "карты" отсутствует.
 Глава 5 - "Заключительные положения"
 В данной главе законопроект аккумулирует нормы, связаннные с введением закона в действие и с изменениями действующих норм, которые утрачивают силу, либо подлежат корректировке.
 Так, законопроект уточняет положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
 В связи с тем, что предмет регулирования проекта федерального закона полностью охватывает геодезическую и картографическую деятельность в Российской Федерации, а также с целью исключения дублирования проектом федерального закона признаются утратившими силу все редакции Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
 Предлагается, что при принятии Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2016 г.
 Действующие ранее принятые нормативные акты органов государственной власти СССР, РСФСР, РФ, регулирующие отношения в сфере геодезии и картографии, будут действовать до 1 января 2018 года в части, не противоречащей настоящему федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам.

 С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.


« Назад