Суды не обязаны соблюдать требования к форме запроса сведений из ЕГРП - Верховный суд России
05.07.2015 08:05
« Назад
Верховный Суд России высказался по вопросу о том, обязаны ли суды соблюдать требования к форме запроса о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 180.
Соответствующие разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015 (Обзор).
В разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора этому посвящен "Вопрос № 12".
Распространяются ли на запросы судов требования к форме запроса о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленные подзаконным нормативным правовым актом органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сфере отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?
ОТВЕТ.
Частью 1 ст. 6Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации",
ч. 8 ст. 5Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации",
ст. 7Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлена обязательность законных распоряжений, требований, поручений, вызовов и других обращений судов, а также мировых судей для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, неукоснительное их исполнение на всей территории Российской Федерации.
Нормы
ст. 57,
ч. 2 ст. 249,
ч. 1 ст. 292ГПК РФ и
ст. 66,
ч. 6 ст. 200АПК РФ закрепляют за судом полномочия по ходатайству стороны или другого лица, участвующего в деле, а в определенных законом случаях и по своей инициативе истребовать необходимые для правильного разрешения дела доказательства.
Неисполнение судебных актов, невыполнение требований судов общей юрисдикции и арбитражных судов влечет ответственность в виде наложения штрафа (
ч. 3 ст. 57ГПК РФ,
ч. 9 ст. 66АПК РФ), что, однако, не освобождает соответствующее лицо от обязанности представить истребуемое доказательство (
ч. 4 ст. 57ГПК РФ,
ч. 11 ст. 66АПК РФ).
В соответствии с
п. 7 ст. 7Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган, осуществляющий функции по нормативному правовому регулированию в сфере отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, устанавливает порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Во исполнение приведенных выше положений приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 180 утвержден
Порядокпредоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Порядок), согласно
пп. 2и
3которого необходимо заполнение специально установленной данным Порядком
формызапроса, содержащейся в приложении к Порядку и размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет и Едином портале.
Однако подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые органом, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не относятся к нормативным правовым актам, определяющим порядок судопроизводства, и не могут устанавливать требования к порядку судопроизводства, процедуре истребования доказательств и форме процессуальных документов.
В связи с этим требования, установленные подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе
Порядком, к форме направления запросов о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на запросы судов, в производстве которых имеются дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, не распространяются.
Таким образом, в случае необходимости истребования сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях правильного и своевременного рассмотрения дела суд выносит соответствующее определение, которое в силу свойства обязательности судебных актов должно быть исполнено органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Следует отметить, что позиция Минэкономразвития России и Росреестра по данному вопросу была прямо противоположной, и в течение уже многих лет правоприменительную практику пытались привести к тому, чтобы правоохранительные органы и суды соблюдали установленную форму запроса.
В то же время, во избежание привлечения должностных лиц Росреестра к ответственности за неисполнение законного требования соответствующего должностного лица об истребовании информации, к исполнению принимались все запросы, в том числе не соответствующие установленной форме.
Однако, после данного разъяснения Верховного Суда, вероятнее всего попытки Росреестра добиться соблюдения правоохранительными органами установленной формы запроса потерпят неудачу, так как они могут теперь занимать аналогичную позицию, указывая на то, что Минэкономразвития России не вправе регулировать вопросы, связанные с осуществлением процессуальной деятельности в рамках уголовного или административного производства.
Следует отметить, что позиция Минэкономразвития России и Росреестра по данному вопросу была прямо противоположной, и в течение уже многих лет правоприменительную практику пытались привести к тому, чтобы правоохранительные органы и суды соблюдали установленную форму запроса.
В то же время, во избежание привлечения должностных лиц Росреестра к ответственности за неисполнение законного требования соответствующего должностного лица об истребовании информации, к исполнению принимались все запросы, в том числе не соответствующие установленной форме.
Однако, после данного разъяснения Верховного Суда, вероятнее всего попытки Росреестра добиться соблюдения правоохранительными органами установленной формы запроса потерпят неудачу, так как они могут теперь занимать аналогичную позицию, указывая на то, что Минэкономразвития России не вправе регулировать вопросы, связанные с осуществлением процессуальной деятельности в рамках уголовного или административного производства.
С текстом Обзора можно ознакомиться по ссылке.
« Назад