Законопроект об обязательном установлении публичного сервитута в отношении участков, являющихся землями общего пользования, внесен в Думу
18.08.2015 в Государственную Думу Российской Федерации внесен Законопроект № 864849-6 "О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации", который предусматривает обязательное установление публичного сервитута в отношении земельных участков, которые находятся в частной собственности и являюются земельными участками общего пользования населенного пункта или имуществом общего пользования дачных и иных объединений граждан.
Законопроект внесен депутатом Государственной Думы А.В.Тумановым.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что в отдельных субъектах Российской Федерации имеют место многочисленные случаи злоупотребления правом со стороны собственников, владеющих земельными участками, которые фактически являются земельными участками общего пользования или имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Имеющаяся проблема в подавляющем большинстве случаев имеет сходные предпосылки возникновения. Так, обычно крупный земельный участок, на котором планировалось строительство жилого массива, изначально приобретался частным лицом (застройщиком) у граждан или юридических лиц. После чего осуществлялся перевод этого участка в категорию земель населенных пунктов, либо в установленном порядке изменялся вид его разрешенного использования с имеющегося на тот, который предусматривал индивидуальное жилищное, дачное или иное подобного рода строительство. Впоследствии происходили раздел исходного земельного участка и продажа образуемых земельных участков, которые подлежали застройке.
При этом у частного собственника оставались в собственности те земельные участки, которые согласно документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории или проекту организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения являлись земельными участками общего пользования, либо имуществом общего пользования соответствующего некоммерческого объединения(чаще всего дорогами, детскими площадками, различными коммуникациями).
Собственники таких участков, умышленно злоупотребляя своим правом, всяческие препятствуют собственникам жилых домов в пользовании ими. Они блокируют возможность прохода и проезда жителей (а также членов их семей, гостей и лиц, находящихся с ними в трудовых и гражданско-правовых отношениях) до своих жилых домов; ограничивают проезд экстренных государственных (МЧС, Служба скорой помощи), технических и сервисных служб к жилым домам; требуют плату за проход и проезд.
При этом путь через земельные участки общего пользования зачастую является единственно возможным вариантом въезда в населенный пункт или соответствующее некоммерческое объединение и передвижения внутри его территории.
Так, например, в Истринском районе Московской области аналогичная ситуация наблюдается примерно в 10 поселках с общим количеством более 800 домовладений и общей численностью жителей порядка 6000 человек. Анализ судебно-арбитражной практики позволяет выявить многочисленные судебные разбирательства, инициированные при сходных обстоятельствах. Результатом становятся очаговые конфликты между жителями населенных пунктов и соответствующих некоммерческих объединений с одной стороны и собственниками Земельных участков общего пользования- с другой.
При этом реальный законодательный механизм защиты прав жителей в настоящее время отсутствует. Единственным способом урегулирования сложившейся ситуации по мнению автора законопроекта является установление публичного сервитута в отношении земельных участков общего пользования в пользу местного населения.
С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.
« Назад