Объединение земельных участков
Объединение земельного участка - это один из способов образования земельных участков, закрепленных в пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
В соответствии с требованиями статьи 11.6 ЗК РФ допускается объединение только смежных земельных участков, в результате чего образуется один земельный участок, а существование таких смежных участков прекращается.
При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок, а в случае, если исходные земельные участки принадлежат на праве собственности разным лицам, то у этих собственников возникает право общей собственности.
Также возможно объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, но только если права на все соответствующие участки принадлежат одному лицу (пункт 5 статьи 11.6 ЗК РФ).
Возможно объединение земельных участков и в случаях, когда один или несколько участков обременены залогом. В этом случае право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В то же время необходимо учитывать, что законом установлен ряд требований к объединяемым земельным участкам, которым они должны соответствовать (в противном случае их объединение невозможно), а именно:
- объединяемые участки должны быть смежными;
- границы исходных земельных участков должны быть установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- характерные точки исходных земельных участков должны быть определены с надлежащей нормативной точностью (если точность определения ниже допустимого значения, потребуется уточнение границ соответвующего земельного участка);
- земельные участки должны относиться к одной категории земель (вид разрешенного использования может отличаться, так как для образованного участка он может быть выбран собственником);
- земельные участки должны находиться в одном муниципальном образовании (населенном пункте);
- участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и безвозмездного срочного пользования должны принадлежать одному правообладателю;
- должна быть обеспечена возможность сохранения разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать иные требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами1.
Также необходимо учитывать, что образуемый земельный участок должен удовлетворять требованиям о предельных максимальных размерах земельных участков, установленных в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, в конкретном случае, могут быть и иные особенности, в связи с чем, если Вы задумались об объединении принадлежащих Вам земельных участков, в первую очередь рекомендуем обратиться за консультацией к нашим специалистам, которые учтут все Ваши пожелания с учетом требований действующих нормативных правовых актов.
В любом случае, для реализации намерения объединить земельные участки необходимо проведение межевания, которое представляет собой целый комплекс работ, в том числе включающих выезд к Вам специалистов ООО "Кадастровый центр Дона" для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ образованного земельного участка временными межевыми знаками. Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта "Межевание земель".
По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта "Межевание земель".
Пример межевого плана по объединению земельных участков (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
После выполнения кадастровых работ и формирования межевого плана необходимым этапом юридического оформления объединения земельных участков является постановка вновь образованного земельного участка на кадастровый учет2.
При этом необходимо учитывать следующие положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (Закон о кадастре):
- внесенные в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения об образованном в результате объединения земельном участке будут носить временный характер3;
- сервитуты (как и иные обременения (ограничения) прав, за исключением возникших на основании договоров), установленные в отношении исходных земельных участков, сохраняются в отношении образуемого земельного участка в прежних границах;
- при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка, в ГКН вносится описание его местоположения.4
В части присвоения адреса следует отметить, что вариант его присвоения после выполнения кадастровых работ (но до процедуры кадастрового учета)5 является более предпочтительным, так как это сокращает временные издержки заказчика. Однако действующим законодательством не запрещается осуществление данной процедуры и после осуществления кадастрового учета образованного земельного участка.
Окончательным юридическим закреплением объединения земельных участков следует считать государственную регистрацию прав на вновь образованный земельный участок, после получения информации о которой орган кадастрового учета присваивает сведениям в ГКН об исходных земельных участках статус "архивный".
Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас объединение земельных участков любой сложности в Ростовской области6 и Республике Крым в оптимальные сроки.
__________________
1 Так, например в соответствии с пунктом 2.1. Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ«О государственном кадастре недвижимости», одним из оснований принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении учета является не обеспечение доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута
2 Органом кадастрового учета в настоящее время является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", в филиале которой (в субъекте по месту нахождения земельного участка) и осуществляется кадастровый учет
3 В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре исключение составляют только сведения об объектах, право на которые считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от его государственной регистрации. Во всех остальных случаях сведения утрачивают временный характер после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)
4 В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ ''Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'' присвоение адресов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ОМСУ) поселений, городских округов и муниципальных районов (статьи 14, 15 и 16 закона № 131-ФЗ)
5 Специалисты ООО "Кадастровый центр Дона" при условии выдачи заказчиком соответствущей доверенности на представление его интересов, могут обеспечить обращение в ОМСУ и присвоение адреса вновь образованным земельным участкам (данная услуга оказывается дополнительно при включения в договор подряда)
6 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае, Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке