« Назад
15.01.2015 22:35 22.01.2015 вступает в силу Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 315-ФЗ). История принятия Закона № 315-ФЗ в своем роде уникальна, а эффект от его принятия в полной мере соответствует крылатому выражению В.С. Черномырдина "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Поэтому мы решили посвятить этому закону небольшой обзор. Итак, законопроект № 163864-5 был подготовлен инициативной группой депутатов Государственной Думы1 еще в начале 2009 года. В марте 2010 года он был принят Государственной Думой в первом чтении, однако на стадии второго чтения его рассмотрение систематически переносилось, а с ноября 2012 он вообще где-то «пылился» более полутора лет. Вернулись к нему лишь в середине июня 2014 года. Был установлен новый срок для внесения поправок, а уже через 2 недели законопроект успешно прошел второе чтение. 04.07.2014 также успешно он был рассмотрен в третьем чтении, закон принят и направлен в Совет Федерации. Однако у Совета Федерации возник ряд вопросов, в первую очередь в части предложений об освобождении отдельных объектов культурного наследия от налогообложения, и уже 09.07.2014 закон был отклонен, с предложением создать согласительную комиссию по его доработке. В состав согласительной комиссии были включены представители Совета Федерации, Государственной Думы и представитель от Правительства – заместитель Министра культуры Российской Федерации. Тут необходимо отметить, что все редакции проекта закона (от первой до последней) предусматривали внесение изменений в следующие федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере учета и регистрации прав (ограничений и обременений прав) на недвижимость:
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре);
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации прав);
- Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Закон о землеустройстве).
При этом, планируемые к внесению изменения, носили не технический характер, а затрагивали множество важнейших и основополагающих положений. Так в Законе о кадастре в итоге корректировке подверглось само понятие ГКН. Однако ни на предыдущих стадиях его рассмотрения ни на стадии работы комиссии представители профильных ведомств (Росреестра и Минэкономразвития России) к его рассмотрению не привлекались. Наверное, отчасти поэтому, Закон теперь является поводом для серьезных обсуждений и потенциальной проблемой во взаимодействии Минкультуры (иных уполномоченных органов власти) и Росреестра. 03.10.2014 согласительная комиссия подписала заключительный протокол, единогласно проголосовав по все поправкам «за», 09.10.2014 проект законопроект внесли на рассмотрение в Думу, которая его одобрила уже на следующий день. 15.10.2014 он был одобрен Советом Федерации и уже 22.10.2014 Закон № 315-ФЗ подписал Президент России. Таким образом, с момента голосования за поправки к проекту закона в согласительной комиссии и до его подписания прошло всего 14 рабочих дней. Безусловно, необходимость корректировки действующих положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Закон об ОКН) назрела давно. В качестве обоснования необходимости изменений, инициаторы принятия Закона № 315-ФЗ указывали на следующие основные проблемы:
- наличие пробелов в урегулировании механизмов обеспечения сохранности объектов культурного наследия (ОКН) при совершении различных сделок с ними;
- отсутствие определения порядка доступа граждан к ОКН;
- отсутствие действенных способов компенсации добросовестным собственникам ОКН средств, затраченных на реставрацию и иные меры по сохранению ОКН;
- наличие проблем в части внесения необходимых для охраны ОКН сведений в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в том числе в части отсутствия неразрывной связи между принятием решений уполномоченных органов в отношении ОКН и их отражением соответствующих данных в этих учетных системах;
- и ряд других проблем.
Конечно, за то время пока Закон № 315-ФЗ рассматривался в палатах Федерального Собрания, в Закон об ОКН уже более 10-ти раз вносились изменения, однако столь масштабные изменения в этот закон вносятся впервые. Перечислять изменения, внесенные в Закон об ОКН, можно достаточно долго, даже беглым взглядом можно выделить следующее:
- уточнение и дополнение понятийного аппарата, используемого в Законе об ОКН;
- уточнение порядка выявления объектов культурного наследия, надзора за их состоянием, содержанием и сохранением;
- подробная регламентация вопросов, посвященных охранному обязательству, особенностям охраны отдельных видов ОКН;
- порядок установления единой «объединенной» зоны охраны ОКН;
- детальное разграничение соответствующих полномочий между органами власти различного уровня;
- закрепление порядка ведения единого государственного реестра ОКН;
- установление особенностей возникновения и прекращения прав на ОКН (как внесенных в ЕГР ОКН, так и вновь выявленных);
- и многие другие новеллы, внесенные в закон.
Все это, безусловно, положительно скажется на ситуации в этой сфере охраны объектов культурного наследия. Но, к сожалению, приходится констатировать, что во многих аспектах положения Закона № 315-ФЗ можно охарактеризовать именно упомянутой выше фразой: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Так чем же собственно дело? А дело все в том, что в настоящее время сложилась ситуация, когда закон принятый из лучших побуждений (призванный повысить как уровень, так и качество охраны объектов культурного наследия) в результате полностью заблокировал возможность внесения в ГКН как сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, так и сведений о территориях объектов культурного наследия (понятие о которых введено Законом № 315-ФЗ).
Продолжение следует...
1 В состав инициативной группы вошли следующие депутаты Государственной Думы: С.С.Журова, Г.П.Ивлиев, В.С.Плескачевский, В.Н.Плигин, Е.А.Федоров, П.В.Крашенинников, В.В.Панов, Е.Г.Драпеко, З.М.Степанова, А.А.Тягунов, В.А.Головнев, В.М.Кущев, И.Д.Кобзон, Д.Г.Новиков, С.А.Попов, В.С.Груздев
« Назад
Комментарии
Комментариев пока нет
|