Кадастровые работы (подготовка межевых
и технических планов, топографическая съемка)

8 800 333-43-82
8 863 303-28-43
8 928 226-86-77
г. Ростов-на-Дону,
ул. Серафимовича,
д. 11/28а
kcd@kadastrdon.ru

История одного закона: "Хотели как лучше, а получилось как всегда" (Часть I)

« Назад

16.01.2015 04:35

Kizhi_objekt_kyljternogo_naslediya 22.01.2015 вступает в силу Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 315-ФЗ).
 История принятия Закона № 315-ФЗ в своем роде уникальна, а эффект от его принятия в полной мере соответствует крылатому выражению В.С. Черномырдина "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
   Поэтому мы решили посвятить этому закону небольшой обзор.
 Итак, законопроект № 163864-5 был подготовлен инициативной группой депутатов Государственной Думы1 еще в начале 2009 года.
  В марте 2010 года он был принят Государственной Думой в первом чтении, однако на стадии второго чтения его рассмотрение систематически переносилось, а с ноября 2012 он вообще где-то «пылился» более полутора лет.
  Вернулись к нему лишь в середине июня 2014 года. Был установлен новый срок для внесения поправок, а уже через 2 недели законопроект успешно прошел второе чтение. 04.07.2014 также успешно он был рассмотрен в третьем чтении, закон принят и направлен в Совет Федерации.
  Однако у Совета Федерации возник ряд вопросов, в первую очередь в части предложений об освобождении отдельных объектов культурного наследия от налогообложения, и уже 09.07.2014 закон был отклонен, с предложением создать согласительную комиссию по его доработке.
  В состав согласительной комиссии были включены представители Совета Федерации, Государственной Думы и представитель от Правительства – заместитель Министра культуры Российской Федерации.
  Тут необходимо отметить, что все редакции проекта закона (от первой до последней) предусматривали внесение изменений в следующие федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере учета и регистрации прав (ограничений и обременений прав) на недвижимость:

  •  Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре);
  •  Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации прав);
  •  Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Закон о землеустройстве).

 При этом, планируемые к внесению изменения, носили не технический характер, а затрагивали множество важнейших и основополагающих положений. Так в Законе о кадастре в итоге корректировке подверглось само понятие ГКН.
  Однако ни на предыдущих стадиях его рассмотрения ни на стадии работы комиссии представители профильных ведомств (Росреестра и Минэкономразвития России) к его рассмотрению не привлекались.
 Наверное, отчасти поэтому, Закон теперь является поводом для серьезных обсуждений и потенциальной проблемой во взаимодействии Минкультуры (иных уполномоченных органов власти) и Росреестра.
  03.10.2014 согласительная комиссия подписала заключительный протокол, единогласно проголосовав по все поправкам «за», 09.10.2014 проект законопроект внесли на рассмотрение в Думу, которая его одобрила уже на следующий день.
  15.10.2014 он был одобрен Советом Федерации и уже 22.10.2014 Закон № 315-ФЗ подписал Президент России.
  Таким образом, с момента голосования за поправки к проекту закона в согласительной комиссии и до его подписания прошло всего 14 рабочих дней.
  Безусловно, необходимость корректировки действующих положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Закон об ОКН) назрела давно.
  В качестве обоснования необходимости изменений, инициаторы принятия Закона № 315-ФЗ указывали на следующие основные проблемы:

  • наличие пробелов в урегулировании механизмов обеспечения сохранности объектов культурного наследия (ОКН) при совершении различных сделок с ними;
  • отсутствие определения порядка доступа граждан к ОКН;
  • отсутствие действенных способов компенсации добросовестным собственникам ОКН средств, затраченных на реставрацию и иные меры по сохранению ОКН;
  • наличие проблем в части внесения необходимых для охраны ОКН сведений в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в том числе в части отсутствия неразрывной связи между принятием решений уполномоченных органов в отношении ОКН и  их отражением соответствующих данных в этих учетных системах;
  • и ряд других проблем.

   Конечно, за то время пока Закон № 315-ФЗ рассматривался в палатах Федерального Собрания, в Закон об ОКН уже более 10-ти раз вносились изменения, однако столь масштабные изменения в этот закон вносятся впервые.
   Перечислять изменения, внесенные в Закон об ОКН, можно достаточно долго, даже беглым взглядом можно выделить следующее:

  •  уточнение и дополнение понятийного аппарата, используемого в Законе об ОКН;
  • уточнение порядка выявления объектов культурного наследия, надзора за их состоянием, содержанием и сохранением;
  • подробная регламентация вопросов, посвященных охранному обязательству, особенностям охраны отдельных видов ОКН;
  • порядок установления единой «объединенной» зоны охраны ОКН;
  • детальное разграничение соответствующих полномочий между органами власти различного уровня;
  • закрепление порядка ведения единого государственного реестра ОКН;
  • установление особенностей возникновения и прекращения прав на ОКН (как внесенных в ЕГР ОКН, так и вновь выявленных);
  • и многие другие новеллы, внесенные в закон.

  Все это, безусловно, положительно скажется на ситуации в этой сфере охраны объектов культурного наследия. Но, к сожалению, приходится констатировать, что во многих аспектах положения Закона № 315-ФЗ можно охарактеризовать именно упомянутой выше фразой: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
  Так чем же собственно дело?
  А дело все в том, что в настоящее время сложилась ситуация, когда закон принятый из лучших побуждений (призванный повысить как уровень, так и качество охраны объектов культурного наследия) в результате полностью заблокировал возможность внесения в ГКН как сведений о зонах охраны объектов культурного наследия, так и сведений о территориях объектов культурного наследия (понятие о которых введено Законом № 315-ФЗ).

  Продолжение следует...



1 В состав инициативной группы вошли следующие депутаты Государственной Думы: С.С.Журова, Г.П.Ивлиев, В.С.Плескачевский, В.Н.Плигин, Е.А.Федоров, П.В.Крашенинников, В.В.Панов, Е.Г.Драпеко, З.М.Степанова, А.А.Тягунов, В.А.Головнев, В.М.Кущев, И.Д.Кобзон, Д.Г.Новиков, С.А.Попов, В.С.Груздев



« Назад

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: