Кадастровые работы (подготовка межевых
и технических планов, топографическая съемка)

8 800 333-43-82
8 863 303-28-43
8 928 226-86-77
г. Ростов-на-Дону,
ул. Серафимовича,
д. 11/28а
kcd@kadastrdon.ru

Об особенностях регулирования градостроительной деятельности на территории Республики Крым (краткий обзор Закона Республики Крым от 16.01.2015 № 67-ЗРК/2015)

« Назад

18.01.2015 15:09

gradostroiteljstvo На официальном портале Правительства Республики Крым опубликован Закон Республики Крым от 16.01.2015 № 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" (Закон).
  В соответствии со статьей 1 Закона он регулирует особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства и основывается на законодательстве Российской Федерации и Республики Крым.
 С точки зрения понятийного аппарата Закона он отсылает нас к Градостроительному Кодексу и новых понятий не вводит.
 При этом установлено, что полномочия органов власти Республики Крым определяются Градостроительным Кодексом РФ за исключением случаев, предусмотренных Законом.

  Территориальное планирование

 Территориальное планирование Республики Крым направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 Документы территориального планирования являются обязательными для органов власти всех уровней, а их подготовка осуществляется на оснований стратегий (программ), действующих в Республике, с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах высшего уровня, а также принимая во внимание предложения заинтересованных лиц.
 Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования Республики Крым, состав проекта которых устанавливается в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом особенностей республиканского законодательства.
  Схемы территориального планирования содержат:

  • положения о территориальном планировании;
  • карты планируемого размещения объектов регионального значения (перечень таких объектов закреплен в статье 6 Закона);
  • приложения в виде материалов по обоснованию схем в текстовой форме и в виде карт.

  Материалы по обоснованию схем в текстовой форме в свою очередь содержат:

  • сведения о программе социально-экономического развития Республики Крым, для реализации которой осуществляется создание объектов регионального значения;
  • обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
  • оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

  На картах, включаемых в состав материалов по обоснованию схем, отображаются:

  • границы муниципальных образований – городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом Республики Крым;

  • объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:
    а) планируемые для размещения объекты федерального, регионального, местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, Республики Крым, муниципальных образований;
    б) особые экономические зоны;
    в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
    г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;
    д) зоны с особыми условиями использования территорий;
    е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    ж) иные объекты, территории и (или) зоны.

 Как порядок утверждения схем территориального планирования, так и решения о подготовке схем и о внесении в них изменений принимаются Советом министров Республики Крым.
 Закон закрепляет состав и содержание схем территориального планирования муниципального района (статья 9), генерального плана поселения и генерального плана городского округа (статья 10), а также порядок их подготовки и согласования (статья 12),  а также порядок внесения в них изменений (статья 13).
 Также закреплен перечень объектов местного значения, подлежащие отображению на данных схемах и генеральных планах (статья 11).

  Региональная информационная система обеспечения градостроительной деятельности.
  

 Закон декларирует лишь наличие региональной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (РИС ОГД), не устанавливая ни целей ее создания, ни порядка создания и функционирования, ни иных вопросов.
  В статье 15 Закона лишь содержится указание на то, что порядок организации и функционирования РИС ОГД определяются Советом министров Республики Крым.

 Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым в переходный период

  Данный раздел Закона представляет значительный интерес, так как именно в нем оговариваются все вопросы, связанные с особенностями применения федеральных норм на территории Республики Крым.
 Так, Законом закрепляется, что возможность использования градостроительной документации, утвержденной до 21.03.2014 будет определена в порядке, который должен утвердить СовМин РК.
  Сведения о границах охранных зон, установленных до 21.03.2014 соответствуют зонам с особыми условиями использования территории, которые должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) до 01.01.2017.
  Механизм их внесения не до конца ясен, так как в соответствии с федеральным законодательством для этого необходимо проведение землеустроительных работ с формированием соответствующей документации в состав которой входит карта (план), а выполнение этих мероприятий требует значительного времени и финансовых затрат. Вероятно эти нормы будут уточняться по мере формирования правоприменительной практики, возможно путем принятия подзаконных актов.
  Также Закон устанавливает отсрочку в виде возможности предоставления земельных участков (перевода их из одной категории в другую, изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд), выдачи разрешений на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельных участков до утверждения градостроительной документации.
  Все указанные действия можно будет осуществлять в соответствии с требованиями Закона РК от 30.07.2014 № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" вплоть до 01 января 2017 года.
  Таким образом, опосредованно устанавливается и предельный срок для разработки и утверждения градостроительной документации. Однако, как показывает практика российского законодательства, если эта задача не будет выполнена в срок, то вероятнее всего данный срок будет пролонгирован.
   Статья 19 Закона устанавливает также правило о том, что строительные нормы и правила, действовавшие на территории Республики Крым до 21.03.2014, будут применяться в соответствии с нормативно-правовыми актами органов власти, а особенности выполнения отдельных видов работ (оказания услуг), связанных с созданием объектов архитектуры в переходный период будут определяться правовыми актом СовМина РК.

   Особенности осуществления государственного строительного надзора

 Государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  Данный исполнительный орган действует на основании Положения, утвержденного Совмином РК.
  Законом установлено, что региональный государственный строительный надзор осуществляется:

  • при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
  • при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

 Предмет регионального государственного строительного надзора, в том числе проверка соответствия объекта капитального строительства (ОКС) требованиям градостроительного регламента, а также основания для его осуществления определяются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данная надзорная функция возлагается на уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым, который также будет осуществлять разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности, то есть он будет:

  • выдавать разрешения на строительство ОКС;
  • выдавать разрешения на реконструкцию ОКС;
  • выдавать разрешения ввод в эксплуатацию ОКС;
  • регистрировать выданные разрешения в Едином реестре ОКС (форма и порядок ведения реестра будет устанавливаться самим уполномоченным органом).

 При этом только зарегистрированные в Едином реестре ОКС разрешения будут являться основанием для осуществления застройщиком строительства и реконструкции ОКС.
  Также закрепляется норма, согласно которой основанием для постановки ОКС на государственный учет (вероятно речь идет о кадастровом учете), будет являться только зарегистрированное в Едином реестре ОКС разрешение на ввод.
  
Порядок выдачи и форма упомянутых разрешений будут установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым на основании положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.

  Выявление и предотвращение деятельности по самовольному строительству ОКС

  Данному виду деятельности посвящена отдельная статья Закона (статья 22), которая наделяет соответствующими полномочиями по выявлению фактов самовольного строительства все органы власти, а также граждан и юридических лиц (в том числе отдельно выделяя СМИ), которые вправе предоставлять в письменном виде информацию о выявленных фактах в органы, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора или в органы местного самоуправления по месту расположения обнаруженного объекта.

  В части 2 статьи 22 Закон разграничивает полномочия органов власти по выявлению фактов самовольного строительства по подведомственности.
  Кроме того, органам местного самоуправления предписывается закрепить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, которые они должны будут направлять для рассмотрения и привлечения виновных к административной ответственности в орган, уполномоченный на осуществление регионального государственного строительного надзора.
 В случаях, когда виновные в совершении соответствующих административных правонарушений лица, должным образом не отреагируют и продолжат незаконные действия, либо не будут предпринимать мер, направленных на устранение нарушений (в том числе отказываясь сносить объекты самовольного строительства), то их будут обязывать к этому в судебном порядке.
 В тех же случаях, когда не представится возможным установить лиц, осуществляющих либо осуществивших самовольное строительство, то соответствующие объекты по иску органа местного самоуправления по месту его расположения будут признаваться решением суда бесхозными и передаваться в муниципальную собственность.

  Подводя итоги данного краткого обзора, можно отметить, что при безусловной важности определения правил игры в градостроительной сфере, Закон содержит множество норм, требующих принятия подзаконных актов, и их реализация  будет зависеть от качества этих актов. Есть также ряд вопросов по юридической технике (как пример, упоминание государственного учета ОКС, который уже заменен на кадастровый учет), а также взаимосвязи норм Закона с иными правовыми актами, в том числе принятыми в Республике Крым.

  Так, обратим внимание на уже упомянутый порядок действий ОМСУ в случае, если невозможно установить лиц, осуществивших самовольное строительство, и чтобы не быть голословными, приведем полный текст части 6 статьи 22 Закона:
 "В случае невозможности обнаружения лиц, осуществляющих либо осуществивших самовольное строительство, такой объект по иску органа местного самоуправления по месту его расположения признается решением суда бесхозным и подлежит передаче в муниципальную собственность муниципального образования, на территории которого такой объект расположен, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."
  Как мы видим действия ОМСУ определены однозначно и не связаны ни с состоянием объекта (законченный строительством объект или объект незавершенного строительства), ни с назначением земельного участка, на котором такое строительство осуществлено (то есть допускается оно на земельном участке в соответствии с действующим законодательством или нет), не предусмотрено никакого отлагательного срока для подачи соответствующего иска и т.д.
  Вместе с тем, совершенно не понятно, как такое императивное предписание будет исполняться с учетом положений части 5 статьи 22 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (Закон № 66-ЗРК/2015), которая гласит:
  "После 1 января 2016 года при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом  ...(далее идут предписания о действиях когда "владелец" известен, и затем следующее предложение)... В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счет".
  Таким образом, возникает вопрос, каким образом должен действовать ОМСУ, если выявлен факт самовольного строительства на участке, на которой в принципе (исходя из критериев, установленных в части 1 статьи 22 Закона № 66-ЗРК/2015) невозможно оформление права собственности (например на участке в силу закона строительство, в том числе возведение жилого дома, не допускается).
  В этом случае, один закон содержит императивную норму, обязывающую подать иск в суд о признании постройки бесхозной с последующим оформлением права муниципальной собственности, а второй закон (подписанный накануне) обязывает освободить земельный участок от такой постройки за счет средств муниципального образования.
  Можно выделить еще многие спорные положения Закона, но он принят, скоро вступит в действие, и все проблемные "узкие" места тут же покажет правоприменительная практика.

   С текстом Закона можно ознакомиться по ссылке.

  По теме:

 Региональный государственный строительный надзор в Крыму будет осуществлять Служба государственного строительного надзора Республики Крым (данное решение закреплено в постановлении Правительства Республики Крым от 21.01.2015 № 12)



« Назад

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий: