Необходимость согласования внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства с органами прокуратуры может быть исключена
06 марта 2015 в Государственную Думу РФ внесен на рассмотрение проект Федерального закона № 738382-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Законопроект).
Законопроект внесен в порядке законодательной инициативы депутатами Государственной Думы М.Б. Терентьевым, В.В. Кабановой и направлен на внесение изменений в порядок проведения проверок использования по назначению земель сельскохозяйственного назначения в части исключения дополнительных процедур при проведении указанных мероприятий.
По мнению депутатов, это даст положительный эффект в работе по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование необходимости внесения изменений в действующее законодательство, в пояснительной записке к законопроекту его инициаторы указывают следующее.
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» увеличены размеры санкций за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, ввиду сложности административных процедур, предваряющих проведение проверки целевого использования сельскохозяйственных земель, цели, преследуемые законодательством и направленные на принуждение собственников к легальному использованию земель, не будут достигнуты.
Так, например, недобросовестные собственники земли, злоупотребляя своим правом, в соответствии с которым проверка не может быть проведена в их отсутствие, уклоняются от участия в контрольно-надзорных мероприятиях.
Только в одной Московской области количество сорванных таким образом проверок составило в 2013 году примерно 20% от их общего количества.
Вместе с тем, в условиях технологического прогресса и позитивного опыта использования средств фото- и видеофиксации административных правонарушений, например в области благоустройства территорий, аналогичный порядок выявления административных правонарушений может быть применен в области нецелевого использования сельскохозяйственных земель, что позволит создать наиболее эффективный механизм вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с этим, предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части возможности использования средство фото- и видеофиксации указанных правонарушений), а также в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части упрощения проведения проверок целевого использования сельскохозяйственных земель).
В соответствии со ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки (за исключением внеплановых проверок в отношении граждан) в случаях:
- выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
- поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Таким образом, при получении согласования органов прокуратуры на проведение внеплановой проверки при выявлении признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации или признаков нарушений имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан отсутствуют формальные основания для отказа в согласовании внеплановой проверке.
Вместе с тем, административное обследование объектов земельных отношений и рассмотрение заявлений о нарушении имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан осуществляется должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора.
В то же время проверки земель сельскохозяйственного назначения в большей мере осуществляют органы муниципального земельного контроля, для которых основаниями проведения внеплановой проверки могут служить только случаи возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, после получения согласования с органом прокуратуры, осуществляющим проверку наличия указанных признаков.
Так, в 2014 году на территории Московской области по результатам проведения муниципального земельного контроля выявлено неиспользование 11732 земельных участков общей площадью 291339 га (по результатам обследования 30540 земельных участков общей площадью 928365 га).
Подготовлены акты муниципального земельного контроля в отношении 13125 земельных участков, при плановых проверках 3 172 земельных участков.
Учитывая, что осуществление муниципального земельного контроля направлено на вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения, их использование по назначению, представляется целесообразным исключить согласование органов прокуратуры на проведение внеплановых проверок как для органов государственного земельного надзора, так и для органов муниципального земельного контроля.
По мнению депутатов, поскольку период осуществления проверок использования по назначению земель сельскохозяйственного назначения ограничен временем года, исключение дополнительных процедур при проведении указанных мероприятий даст положительный эффект в работе по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Следует отметить, что в настоящее время возможность использования средств фото- и видеофиксации административных правонарушений, в том числе при проведении проверок в рамках муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора, законодательством не исключается.
В то же время предложение по исключению необходимости согласования внеплановых проверок, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в соответствии с главой XII Земельного кодекса РФ с органами прокуратуры является достаточно радикальным, и вероятнее всего, вызовет активное противодействие со стороны лобби крупных землепользователей и прокуратуры.
С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.
« Назад