03.09.2014 Правительством России внесен в Государственную Думу РФ проект нового закона "О государственной регистрации недвижимости"
Проект нового Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" 03.09.2014 внесен Правительством в Государственную Думу РФ (Законопроект № 597863-6).
28.08.2014 законопроект был рассмотрен на заседании Правительства РФ и одобрен для внесения в Государственную Думу (распоряжение Правительства РФ от 02.09.2014 № 1686-р).
Принимая во внимание то, что разработчиком Законопроекта является Минэкономразвития России, представителем Правительства РФ при его рассмотрении палатами Федерального Собрания РФ назначен заместитель Министра экономического развития П.Э. Королев.
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (Законопроект) разработан во исполнение плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, одобренной Правительством Российской Федерации 11 июня 2009 г. (протокол №18, раздел III) и утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534, а также плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 527-р).
В качестве основных предпосылок создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее - единая система регистрации прав) можно рассматривать уже сложившийся положительный многолетний опыт функционирования систем государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современную международную практику развития предоставления услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения рассматриваемых систем и внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства при оказании соответствующих услуг.
Законопроектом предусматривается:
- введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) исключительно в электронной форме.
- создание единого государственного информационного ресурса в сфере недвижимости, что позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям;
- осуществление государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;
- уточнение пределов правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);
- распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственность органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;
- уточнение видов и пределов гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав;
- сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение вопросов ответственности и гарантий при государственной регистрации прав является ключевым вопросом дальнейшего развития системы государственной регистрации прав и требует совершенствования законодательства. Повышение такой ответственности и гарантий необходимо как для эффективности оборота недвижимости, так и для усиления защиты прав граждан на жилые помещения в целях снижения риска утраты жилища.
Законопроектом предлагается установить более системную регламентацию ответственности, в том числе уточнить виды и пределы гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав, а также усилить защиту зарегистрированных прав граждан.
По мнению Минэкономразвития России принятие законопроекта позволит повысить эффективность функционирования государственной регистрационной системы, уровень гарантий прав при проведении государственной регистрации, что будет способствовать снижению рисков инвестирования в объекты недвижимости, ускорению экономического оборота недвижимости.
Принятие законопроекта в предлагаемой редакции предусматривает признание утратившими силу положений 67 Федеральных законов, и потребует принятия 26 нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуры регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 71 Законопроекта, вступление в силу нового закона "О государственной регистрации недвижимости" планируется с 01 января 2017 года (за исключением части 4 статьи 65 и статьи 67, которые вступают в силу с 01.01.2020)
Следует отметить, что попытки кардинального изменения законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастрового учета объектов недвижимости, предпринимаются уже не первый раз (Минэкономразвития России неоднократно представляло для обсуждения проекты соответствующего Единого закона), однако эти попытки были безуспешны.
С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.
По теме:
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
« Назад