Минэкономразвития России утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга земель
16.02.2015 на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.12.2014 № 852 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения" (Приказ, Порядок).
Номер опубликования: 0001201502160047.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 13.02.2015 № 35994.
Порядок утвержден Минэкономразвития России в рамках реализации полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 67 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и пункта 5.2.28.11 Положения о Минэкономразвития России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437, соответственно.
Как следует из названия Приказа, утвержденный им Порядок не распространяет свое действие на земли сельскохозяйственного назначения. Это закреплено и в пункте 1 Порядка из которого следует, что Порядок определяет механизм осуществления государственного мониторинга земель, за данным исключением.
Органом, уполномоченным осуществлять государственный мониторинг земель в России является Росреестр (пункт 2 Порядка).
В рамках государственного мониторинга земель осуществляются:
- систематические наблюдения· за фактическим состоянием и использованием земель;
- выявление изменений состояния земель;
- оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов;
- оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями;
- выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
- обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
При этом государственный мониторинг земель подразделяется на 2 составляющие:
- мониторинг использования земель;
- мониторинг состояния земель.
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Полученные сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.
В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
При этом источники данных для обеих составляющих государственного мониторинга земель единые, необходимые сведения получаются с использованием:
-
а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
-
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
-
в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
-
г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;
-
д) землеустроительной документации;
-
е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
-
ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
-
и) результатов обновления картографической основы (результатов дешифрирования ортофотопланов или сведений топографических карт и планов);
-
к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).
При этом съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения государственного мониторинга земель, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:
- а) базовые (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на момент начала осуществления государственного мониторинга земель);
- б) периодические (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель за период 3-х лет);
- в) оперативные (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на текущий момент).
При подготовке итоговых материалов государственного мониторинга земель в обязательном порядке указывается, какие виды съемки, наблюдения и обследования использовались.
Порядок определяет взаимодействие Росреестра с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, вопросы обмена необходимой для мониторинга информацией, закрепляет показатели мониторинга использования земель и показатели мониторинга их состояния (как количественные, так и качественные), принципы оценки результатов мониторинга, а также использование его результатов.
Порядок закрепляет правило о том, что государственный мониторинг земель осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель (АИС "ГМЗ"), в которой будут накапливаться и храниться в архивных файлах все полученные материалы и данных государственного мониторинга земель.
Оператором АИС "ГМЗ" будет являться Росреестр.
Информация о результатах государственного мониторинга земель по общему правилу будет являться общедоступной, за исключением случаев, когда ее публичное распространение ограничено федеральным законодательством.
Доступ к АИС "ГМЗ" для органов государственной власти и органов местного самоуправления будет осуществляться с использованием СМЭВ, для иных субъектов - информация будет размещаться на официальном сайте Росреестра и ФГИС "ЕПГУ".
Дата вступления Приказа в силу - 01 апреля 2015 года.
С текстом приказа можно ознакомиться по ссылке.
« Назад